
Официальная дата проведения «Черной пятницы» в 2024 году — 29 ноября. Многие магазины уже раскачивают ваш интерес «предпятничными» скидками, часто превышающими те, которые предлагаются в обычные сезоны.
А вы планируете поучаствовать в онлайн-распродаже? Отлично! Чтобы не разочароваться в покупке и не стать жертвой мошенников, составьте план действий. В статье рассказываем, что нужно учесть в первую очередь.
Правило №1. Составьте список нужных товаров, ранжируя их по степени важности. Это поможет сосредоточиться на самом необходимом и избежать импульсивных покупок.
Правило №2. Определите бюджет. Отметьте точную сумму, которую вы можете потратить на шоппинг без ущерба для своего кошелька.
Правило №3. Проанализируйте цены на определенный товар в разных магазинах. Если вы заметили значительные различия в ценах на одном и том же товаре на нескольких площадках, это должно вас насторожить. Конечно, периодически продавцы проводят распродажи, но слишком низкая стоимость должна быть аргументирована.
Правило №4. Читайте отзывы. Если вы впервые зашли на сайт незнакомого продавца, важно обратить внимание на его рейтинги. Настоящие покупатели обычно делятся конкретными деталями и особенностями, которые их порадовали или, наоборот, расстроили. Кроме того, «натуральный» отзыв обычно сопровождается фото- и видео доказательствами.
Правило №5. Попробуйте найти информацию о наличии оффлайн-магазина. Если у продавца есть шоурум или магазин, это хороший знак. Это говорит о том, что у него зарегистрировано юридическое лицо и заключен договор аренды, что повышает уровень доверия.
Правило №6. Покупайте только на защищенных сайтах. Обратите внимание на адрес сайта: он должен начинаться с “https//” и иметь значок замка слева от адресной строки. Злоумышленники не могут подделать сертификаты шифрования, поэтому красная или перечеркнутая иконка замка — это серьезный повод отказаться от покупки.
Важно помнить, что даже наличие значка замка не гарантирует стопроцентной безопасности сайта. Однако, если защиты нет, лучше закрыть сайт.
Обратите внимание на адрес сайта. Фишинговые сайты-двойники могут быть практически неотличимы от настоящих интернет-магазинов, но вместо, например, «shkaf-kupe» будет «shkav-kupe» или «skaf-kupe». Никогда не переходите по ссылкам из подозрительных писем, особенно если они просят ввести данные банковской карты.
Современные браузеры заботятся о вашей безопасности: они выдают предупреждения при переходе на подозрительные сайты. Если вы видите такое окно, это значит, что сертификат безопасности сайта подделан или вообще отсутствует. В таком случае не стоит рисковать и лучше покинуть эту страницу.
Правило №7. При покупке указывайте только необходимые данные. Что может запросить продавец:
- номер телефона или email: для подтверждения заказа, оповещений о доставке и получения электронного чека;
- имя и адрес доставки: компании необходимы эти данные, чтобы доставить товар именно вам, а не случайному третьему лицу;
- ИНН и паспортные данные: для покупок в зарубежных магазинах.
При оплате картой банку потребуются следующие данные:
- номер карты;
- срок действия карты;
- CVV2 ИЛИ CVC2 код, который расположен на обратной стороне карты;
- имя и фамилия латиницей.
Многие магазины позволяют «привязать» карту к аккаунту. Это вовсе не означает, что магазин может списывать деньги без вашего ведома. Для списания средств с вашего счета всегда будет требоваться код из СМС, отпечаток пальца или нажатие на кнопку.
Правило №8. Не торопитесь с оплатой. Мошенники часто торопят покупателей, чтобы те не успели проверить продавца на честность. Если вместо оплаты банковской картой магазин предлагает вам сделать перевод частному лицу, лучше откажитесь от покупки. Закон обязывает магазины проводить платежи через кассу и отправлять электронные чеки покупателям.
Отсутствие чека и перевод денег неизвестному вам Пете Сидорову, а не магазину, значительно усложняют возможность предъявить претензии в случае проблемы.
Правило №9. Если что-то не так, сразу свяжитесь с магазином. Ваши права как покупателя защищает закон «О защите прав потребителя». Подробно об онлайн-покупках вы можете прочитать здесь.
Если вы уже оплатили товар на сайте, вы имеете право его обменять или вернуть. Исключение составляют продукты питания, косметика, лекарства и некоторые другие товары, к которых вы можете прочитать здесь.
Желаем вам приятного и грамотного шоппинга!